fbpx ...

Команда — наша главная сила!

image-person
Привет!

Сегодня поговорим с Наталией — Co-founder компании CRM Solutions и узнаем про:

1

Путь создания агентства CRM Solutions.

2


Команду мечты.

3


Личные ценности.

Расскажи, что тебя подтолкнуло к работе с СRM-системами? Как начинался твой путь как основательницы?

На самом деле здесь нет чего поэтического. Когда я выиграла грант крупной компании на обучение в школе маркетинга. Она занималась ERP и CRM-системами. Я не знала, что это такое. Мы учились семь месяцев, строили проект, и я понемногу стала понимать, что такое CRM и ERP-система.

Меня часто «хантили» как маркетолога, разбирающегося в интеграции этих систем. Именно в этот период я начала их устанавливать и поближе с ними знакомиться.

Почему я начала заниматься системами CRM? Здесь тоже все просто: на рынке было очень мало конкуренции.

То есть, агентство, которое ты основала, началось с того, что просто не было конкурентов, а ты хотела создать качественный продукт.

Да, были люди, но их было очень мало.

В течение шести лет существования CRM Solutions остается лидером среди интеграторов CRM-систем. Конкуренты быстро появляются, но так же быстро угасают.

Да, это правда. Есть очень много фрилансеров. То есть внедрение CRM-систем — это такой бизнес, где ты либо фрилансер, либо мощная компания. Чего-то среднего нет.

В чем существенная разница между агентством и фрилансером? Может быть, в подходе?

Везде есть плюсы и минусы. С точки зрения пользы для клиента, фрилансер будет всегда работать сверхурочно, он погружается в работу за минимальную, по сравнению с компанией, сумму. Из очевидных минусов: он может быть перегружен, не всегда своевременно отвечать и редко делать доработки.

CRM — это не та система, которую ты настраиваешь один раз и всё. Клиенты все равно обращаются к тебе, когда у них есть вопросы.

Однако и в услугах компании для клиента есть свои достоинства и минусы.

Первое, что приходит на ум клиентам: фрилансеры — дешевле, чем компания, хотя с точки зрения трудозатрат это — неправда. Во-первых, обращаясь в компанию, по стоимости работы одного человека ты получаешь целую команду. Во-вторых, команда круче, потому что у нее уже налажены процессы, KPI и регламенты.

Теперь по поводу минусов. Чаще клиент думает, что чем больше компания, тем сильнее бюрократия. Но если все процессы отлажены, не будет никаких затыков со стороны команды.

Люди, работавшие с маркетинговым агентством, или те, которые и являются им, понимают, что выгоднее «купить» набор специалистов за тариф фрилансера.

А как происходило создание твоего агентства? Как появился CRM Solutions?

У меня не было самоцели создать агентство. Я помню, когда все начинала, стремилась создать команду и продукт, который поможет двум участникам процесса. И руководителю бизнеса, и сотрудникам.

Поэтому одна из моих задач — наладить гармоничную жизнь работникам. Мы не просто интегрируем систему, мы действительно внедряем корпоративную культуру.

Всегда нужно определить цель, которую клиент хочет достичь внедрения той или иной CRM-системы, а в зависимости от полученной информации мы продумываем путь интеграции.

Что это значит? Сначала мы решаем вопросы на уровне бизнес-логики: как прийти к результату, выполняя минимальное количество движений. Только потом предлагаем клиенту: можно сделать так, или так.

Я начала создавать агентство где-то три года назад, а вообще я в этой сфере уже 6 лет. Да, сначала я работала фрилансером. Но со временем начала задыхаться от большого количества проектов, ведь надо быть и продажником, и клиент-менеджером, и проджектом. Тогда начала думать о разгрузке.

Первый человек, который ко мне присоединился — Ваня, он до сих пор с нами. Я давала ему задание, он выполнял, выступал в роли непосредственно интегратора. Дальше присоединились ещё несколько настройщиков, а после уже начала привлекать продажника.

На том этапе к команде присоединился Сергей Тымчук (сейчас СЕО компании CRM Solutions). Он пытался быть проджектом, у него что-то плохо получалось, зато он посмотрел изнутри, как это работает и контролировал процессы.

Параллельно набиралась команда. Мы преимущественно ориентировались на студентов, обучали их и приобщали к работе. За все время у нас, наверное, три команды сменилось.

image
Что для тебя самое важное в работе сейчас?

Смотря с какой позиции мы будем рассматривать. С позиции владельца или с позиции настройщика?

С позиции владельца.

Во-первых, я всегда мечтала о том, чтобы работа не была работой. Для меня это как обуза, которую ты надел на шею и носишь. Помнишь высказывание о высокооплачиваемом хобби?

Да.

Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Кто-то подумает, что это система, это скучно. Ничего подобного! Ты будто заходишь в какой-то свой мир и придумываешь там разные конструкции.

Вот, например, это как процесс создания видео. Когда ты знаешь, какова должна быть конечная картина и понимаешь, как правильно поставить кадры, чтобы получить этот результат. То же с системами. Человек только говорит о какой-то проблеме, а ты уже знаешь, как это решить и оптимизировать. И это невероятно круто!

Еще безумно круто в работе, то есть в хобби, когда клиентам нравится. Ты сразу чувствуешь, будто тебя погладили по головке.

Важный нюанс: наша задача не только настроить систему, но и сделать так, чтобы люди работали. Сотрудникам компании важно объяснить «продать идею» для чего необходима CRM, чтобы они пользовались системой.

Настройка CRM-систем — это как игра в «Тетрис». Она очень интересна, потому что ты можешь проявить себя и все таланты, которые у тебя есть. Но всегда есть риск, что клиент может быть недоволен по причинам, которые от тебя как от настройщика не зависят. К примеру, может «обвалится» Instagram, и сколько бы ты ни объяснял клиенту, что дело не в системе — он все равно будет недоволен, что ты долго его настраиваешь. Именно поэтому наша задача — быть хорошими психологами и предусмотреть все риски для клиента.

image
Как ты считаешь, предприимчивости можно научиться или с этим рождаются?

Я считаю, что предприимчивость — это покупаемый навык. Почему? Возьмем снова пример с видео. Да, у тебя может быть отличный вкус, но навык видеть прекрасное следует развивать — например, видеть правильные ракурсы. Так же и с предприимчивостью. Сначала продаешь йогурты, потом фонарики, потом самолеты, потом просто начинаешь видеть возможности. Хочешь жить — умей вертеться.

Твоему бизнесу уже больше 6 лет, как бы ты определила свои основные достижения? Чем больше гордишься?

Первое, что мне приходит в голову, это все-таки моя семья. Я понимаю, что бизнес бизнесом, но все равно нужно помнить, ради чего ты это делаешь. Бизнес — это только инструмент. Чем я горжусь, так это тем, что у меня здоровые родители и тем, что я не человек-говно — это тоже очень важно в наше время.

Горжусь, что нашла людей на своем пути, которые в нужный момент присоединились к нашему делу. Горжусь на самом деле тем, что нас узнают в бизнес-кругах, как меня, так и Сергея Тымчука. Это очень круто, потому что, когда возникает вопрос внедрения CRM-системы, рекомендуют нас. В самом деле, 80-90% клиентов приходят по рекомендации. Это очень ценно.

Как сделать команду мечты?

Могу сказать о себе, что я не человек коммуникации, то есть я не из тех, кто любит общаться. Но на самом деле, как бы ты крут ни был, как фрилансер, например, если у тебя не поставлены процессы и нет людей на этих процессах, ничего не получится.

Мне действительно повезло с командой, ведь к нам приходят люди, отвечающие моим ценностям. Они не обманывают, не предают, умеют слышать. Люди, приходящие ко мне в команду, они взрослые.

Здесь не вопрос возраста, а вопрос мышления и сознания: как они ведут себя, как реагируют на обратную связь. Мы помогаем друг другу внутри каждого отдела, да и каждый отдел готов прийти на помощь другому.

Но, опять же, я не выстраиваю команды. Это больше к Сергею Тымчуку. Я скорее тот человек, находящий алмазы и замечающий сильные профессиональные стороны личности.

И все же, Наталья, что для тебя важнее: процессы или люди?

Хотя я люблю очень процессы, более важные для меня люди. Ты можешь настроить процессы, а выполнять их никто не будет, они будут записаны документально.

Тогда расскажи, пожалуйста, как у компании принимаются важные стратегические решения? Мы задавали этот вопрос Сергею и интересно сравнить.

Вот сказать честно, я не тот человек, который будет лгать. Механика принятия решений в компании прошла 2 этапа: до войны и после полномасштабного вторжения.

До войны мы прописывали каждую деталь: у нас была недельная, месячная и стратегическая планировка, когда мы перед Новым годом продумывали план на целый год, а затем разбивали на кварталы.

Сейчас принимаем решение, просто позвонив по телефону, или во время встречи. На основании отчетов и цифр я вижу, куда нужно двигаться.

К сожалению, мы не можем обойти эту тему, но как война изменила лично тебя?

На самом деле я тот человек, как ни крути, который склонен все усложнять и не любит принимать непопулярные решения. Например, в компании есть человек и я вижу, что он некомпетентный, но мне его жалко. Война дала понять, что нужно не спеша принимать важные решения. Я научилась быстро от чего-то отказываться.

Во-вторых, у нас в команде появились сильнейшие кадры. Буду честна, доходы по сравнению с довоенным периодом уменьшились. Именно поэтому мы начали нанимать кадры, уже имеющие опыт с CRM-системами. Вот такие перемены.

Как ты считаешь, какая твоя миссия как личности и как владелицы бизнеса?

С детства я думала, какую профессию мне выбрать в будущем, чтобы принести пользу человечеству и обществу. Для меня это очень важно. Чтобы не просто жить, тратить годы, а оставить после себя ценность, например, разработать какую-нибудь вакцину или защитить кого-то.



По поводу миссии CRM Solutions — она даже у нас прописана. Дословно не помню, но главное — дать рабочий результат через сервисный подход. Скажу своими словами. Миссия компании состоит в том, чтобы создать сервис, который позволит руководителям отдыхать и иметь свободное время. Во-вторых, наши системы и сервисы дают владельцам бизнеса свободу в финансах. Все происходит понятнее и проще, в том числе и для денег, когда у тебя, в твоем бизнесе, налажены все процессы и каждый сотрудник знает, что ему делать.

Наша миссия — помочь бизнесменам построить такие процессы, которые позволят наемным работникам с удовольствием приходить на работу и приносить ценность своим клиентам, четко понимая, что им нужно делать, знать о своих успехах и иметь представление, куда дальше можно расти в разрезе карьеры.

image
И напоследок, какие три совета ты дала бы предпринимателям, которые прочтут наше интервью?

Это может быть шутка, а может и нет.

Во-первых, когда начинаете строить бизнес, определите, действительно ли оно вам нужно. Возможно, легче остаться наемным сотрудником.

Во-вторых, уважать себя, свое время и людей вокруг себя.

В-третьих, когда смотрите видео, включите режим перемотки на скорость 1,5 или 2х. Это очень полезно и экономит время.

Вкладывайте в себя и людей, люди — это лучшие инвестиции!

Наталья, спасибо за очень интересный и основательный разговор!